Конечно / блог

Про Проработки

Сегодня хочу поговорить о популярном термине, который часто используются с целью показать свою причастность к психологическому миру.
Проработка.

Слово это слышал много где и часто, но особенно часто из лайф-коуч среды. Не знаю, чувствуется ли по тому, как я о нём пишу, или нет, но мне это слово не нравится. Потому что оно объективирует личность и процесс терапии.

Как-то давно у меня был клиент, мы с ним не сработались, было только 4 встречи. Я пытался выяснить что-то про его жизнь, чтобы понять больше о том какие чувства он испытывает по поводу проблемы, какие связи есть у этой проблемой с другими особенности его жизни и как это выражается в разных отношениях. Но мы толком не смогли продвинуться в этом, наш контакт нарушался тем, что клиент просил посреди своего рассказа как-нибудь всё-таки проработать его проблему, до того как мы продолжим встречу дальше.
Я, возможно, для него воспринимался как некачественный специалист, потому что не прорабатываю источник его страдания, а я чувствовал себя некачественным специалистом, потому что не мог найти возможность установить контакт как-то так, чтобы он начал хоть немного открываться. Конечно, я не стремлюсь оценить качество контакта действиями клиента. Да и о себе не грущу. Дело в том, что мы столкнулись с определенной иллюзией, которую создаёт язык. Слишком часто мы начали использовать слово "проработать", так, что даже забыли про что оно вообще.

Проработать травму, проработать проблему, проработать отношения и невроз. Мы и правда можем воспринимать психотерапию как своеобразный "колодец жизни", в который можно окунуться и всё станет понятно и просто. Проработается. Или же психолог даст пару заданий, которые надо будет выполнять три раза в день перед едой, и так всё проработается.

Вспоминается (по-моему, неплохой) российский сериал "Триггер". Там психолог, работающий в провокативном методе (такой существует, но вживую выглядит немного не так, как в этом сериале). Он занимается тем, что ходит за своими клиентами и пытается их спасти тем, что сначала изучает их личность и какую-нибудь крупную (например, детскую) травму. На это специалисту нужно от 3 секунд до 15 минут экранного времени (это всё-таки художественный фильм). А потом он воссоздает условия, в которых такая травма возникла, чтобы человек попробовал поступить как-то по-новому.
Это вот и является такой вот формой проработки. Проживание. Вообще часто психотерапия бывает именно про это. Поэтому мне понравился этот сериал, красивые герои, интересно раскрываются, в целом психология пускай и показывается карикатурно и немного магически, но звучат правильные вопросы и некоторые инструменты выглядят очень уместно (в одном эпизоде главный герой проработал паническую атаку с помощью инструмента из EMDR, например).

Но есть и отличия. В сериале клиенту может быть посвящена серия, может быть даже несколько. В реальности же у человека происходит целая неделя между встречами, за эту неделю происходит куча каких-то событий. Травма не хочет находиться простыми вопросами или прожжением клиента глазами, а принцип "просто скажи мне, что с тобой не так" - не работает совсем. Изучение личности и травматизации занимает много времени. А попутные запросы, которые можно решать на поведенческом уровне - тоже отнимают время. Поэтому, если я слышу от клиента "хочу побольше методов проработки" я интерпретирую это как "я пока не готов(-а) разбираться в особенностях своего восприятия, предложите мне что-то, чтобы мне стало легче". И в этом "не хочу" скрывается самое красивое, потому что именно эта информация и может помочь узнать больше, это самое полезное для эффективной работы.

Там может быть что-то про страх столкнуться с собой, может быть что-то про доверие ко мне, а может быть про доверие к миру в целом. А ещё в этом может скрываться миллион других особенностей личности, вроде, перфекционизма или нарциссизма, или вязкое чувство вины за то, что вроде к психологу он пришел, а исцеление всё не наступает: "может быть дело во мне?". И чтобы "очистить зерна от плевел", мне важно вступить в отношения с клиентом. Для меня важно смотреть на человека перед собой как на субъект, личность. Для этого я могу спросить не только "что именно вы чувствуете когда что-нибудь происходит", но и "а что вообще вам нравится из кино" или "вы когда-нибудь бывали в походах". Так же, как вы узнаёте новых друзей, так и я узнаю что-то о человеке, с которым мы оказались в одной лодке.
Иногда, конечно, получается что-то "проработать" - предложить упражнение человеку, которое позволит помочь себе вовремя засыпать или лучше контролировать свой уровень тревоги. Правда, мне сложно называть это проработкой, ведь всё, что меняется, так это то, что человек в старой ситуации начинает вести себя по-новому. Когда же у меня просят проработку, в этом заметно желание вести себя по-старому, но чтобы отныне всё стало хорошо, как бы, само собой.

Ещё стремление получить проработку может содержать в себе мысль о том, что существуют проработанные люди (жутковато звучит, не?). Психолог вообще часто ассоциируется автоматически с такой вот проработанной персоной, мол, он понимает жизнь, поэтому у него таких дурацких переживаний как у меня - не бывает, потому что психолог проработан (а значит и меня сможет проработать). Наша жизнь же всегда динамична, в ней было и будет полно иррациональных убеждений, которые мы сможем с вами скорректировать (или ещё как-то с ними повзаимодействовать) в ходе работы, но это не делает из нас с вами идеальных существ, мы всё ещё люди. И это достаточно сильно может фрустрировать, мол, "как же так, зачем тогда психотерапия?" и это хороший вопрос. Но об этом мы поговорим в другом посте, хе-хе.

Иногда мы что-то перепроживаем, вспоминая какие-то давно забытые чувства, или переосознаём, узнав что-то новое о себе, переприсваеваем себе свои качества, которые однажды обесценило общество, но это внутренний процесс, когда он случится и что перед этим должно произойти - известно лишь в виде гипотезы в голове терапевта. Ожидая же чёткой проработки мы как бы взываем к терапевту: "ты должен мне помочь". И концентрируемся на этой функции, потому что внутри, справедливо, уже есть накопившаяся усталость от проблемы, тревога сталкиваться с чем-то новым. Нормально, если хочется, чтобы прилетел волшебник и помог, сняв с нас нагрузку. Но, чаще всего это просто невозможно, потому что "проблема" произростала в нашем восприятии, и его (восприятие) меняет не специалист, а мы сами, в ходе работы со специалистом.

Я, как психолог, боюсь инструментализироваться и стать объектом, вроде пункта справочной информации. Потому что я переживаю и радуюсь за своих клиентов, когда они делятся тем, что с ними происходит. Я помню их жизненные события и когда у меня с кем встреча, потому что это всегда интересная встреча, где мы вдвоем будем сидеть и обсуждать чего вокруг не так и что с этим делать, или вместе радоваться успехам, грустить о сложных периодах. Поэтому и не хочется никого прорабатывать, ведь "проработать клиента" – тоже звучит как объективация человека.

Вы и сами справитесь со своей конкретной проблемной ситуацией, если сможете открыться в терапевтических отношениях и попробуете быть собой, чтобы привыкнуть к возможности комфортно быть с собой в будущем. А вот ваш психолог или, скажем, коуч – за вас справиться с проблемой просто не смогут.